Dr. K. L. Metlov (dr_klm) wrote,
Dr. K. L. Metlov
dr_klm

Categories:

этические системы

В модели Лефевра их две. Самое короткое их определение дал, наверное, Василий Великий: "Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием."

Сами по себе этические системы не хорошие и не плохие. Они лишь разные способы формирования этических оценок сложных ситуаций. Причём, вне зависимости от того, что конкретно вкладывается в понятия "добра" и "зла". В первой этической системе считается, что компромисс добра и зла -- это зло (что вовсе не является полным на него запретом), во второй системе компромисс добра и зла -- добро (т.е. это правильное, позитивное действие). При этом, такое отношение к "добру" и "злу" приводит к обратному этическому предпочтению по отношению к игрокам (которые могут быть и "злы" и "добры" одновременно, причём, заранее неизвестно -- насколько) в первой и во второй системе: первая система делает компромисс более этически предпочтительным, во второй бескомпромиссность (по отношению к другим игрокам) -- есть правильное поведение чотких пацанов. ;-)

Лучше чем написано в книге Лефевра я всё равно здесь не скажу -- поэтому рекомендую её прочесть, это очень увлекательно !

Собственно, линия, которую гнёт Путин в последнее время относительно гражданской войны на Украине (и вообще) -- очень характерна для первой этической системы. С точки зрения второй этической системы, такое поведение однозначно интерпретируется как слабость. Это даёт возможность отследить (наблюдая, скажем, за реакцией комментаторов в ЖЖ) -- сколько носителей той или иной этической системы в русскоязычном информационном пространстве. Если во времена, когда писал свою книгу Лефевр, Советский Союз был полностью во власти второй этической системы (и я это могу сам подтвердить как и своими наблюдениями, хоть они сделаны и позже, так и наблюдениями других людей), то сейчас, глядя на комментаторов, видно, что в России первая этическая система тоже очень сильна. Причём, сильна не только во власти, но и в народе. Хотя носителей второй системы не мало, но, мне кажется, их уже меньшинство.

Почему это произошло -- тоже понятно. Важнейшую роль здесь, я считаю, сыграло возрождение Православия. Христианская мораль базируется на первой этической системе (хотя, кроме этической системы, конкретизирует ещё и понятия добра и зла), в рамках неё (возвращаясь к словам Василия Великого) компромисс со злом -- однозначное зло !
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments