Dr. K. L. Metlov ([info]dr_klm) wrote,
@ 2007-12-09 18:59:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:popul

An exceptionally simple theory of everything
by A. Garrett Lisi

Нашумевшая статья вышла когда я был в Сеуле. К сожалению, руки у меня дошли только сейчас. Ее уже обсуждали, но я все же вставлю свои 5 копеек.

Сначала все-же скажу, что читать ее мне было довольно тяжело. Это заняло почти два дня и то я до сих пор не могу сказать, что понимаю выкладки полностью (хотя, в значительной мере понимаю). Дело в том, что мы изучали дифференциальную геометрию на другом языке. И, хотя, я более-менее знаком с предметом, читать приходилось поминутно заглядывая в "словарь" (т.е. справочники), чтобы соотнести утверждения со знакомыми понятиями. Кстати, если Вы молоды, живете в Донецке, знаете математический анализ и дифференциальную геометрию на университетском уровне, и хотите изучить и этот теоретико-множественный язык -- семинары по нему на матфаке ДонГУ проводит профессор Владимир Петрович Бурский.

Введение: Материя состоит из атомов, атомы, в свою очередь, состоят из элементарных частиц. Частиц этих, благодаря дорогостоящим экспериментам прошлого века, было открыто великое множество. Более-менее ясно -- как они взаимодействуют между собой (посредством электрических, сильных, слабых ядерных или гравитационных сил), какие возможны реакции, приводящие к их взаимному превращению. Не все частицы испытывают все взаимодействия, некоторые, например, электрически нейтральны. Описание всего этого сложного зоопарка частиц и взаимодействий между ними (кроме гравитационного) носит название "стандартная модель". Хоть эта модель весьма запутана, работает она очень хорошо и имеет множестве экспериментальных подтверждений.

Целью работы Лиси является построение своего рода "таблицы Менделеева", но не для атомов, а для элементарных частиц. Он строит соответствие между частицами, имеющими определенные квантовые числа (заряд, странность, очарование), и векторами корневой системы группы Ли E8. Собственно идея отождествлять представления групп Ли с элементарными частицами принадлежит Мюррею Гелл-Манну, но Лиси пошел дальше и ввел в картину гравитационное взаимодействие (тоже, нужно сказать, по известной ранее схеме, которую в 1977-м предложили S.W. MacDowell и F. Mansouri).

Как работает эта таблица ? Каждой элементарной частице соответствует 8-ми мерный вектор (компоненты этого вектора играют роль квантовых чисел) из корневой системы группы E8. В таком представлении, скобка Ли, задающаая взаимодействию пары частиц, соответствует сложению векторов корневой системы. Это позволяет, в идеале, установить соответствие между взаимодействующими частицами и частицами (на той же карте), являющимися носителями соответствующих взаимодействий. Таким образом, карта Лиси единообразно представляет как частицы, так и взаимодействия между ними, включая гравитационное. Константы этих взаимодействий (такие как масса, например), на карте не отображаются и задаются отдельно в Лагранжиане.

Поскольку векторов в корневой системе E8 (240) немного больше чем частиц в стандартной модели (222), автор предсказывает существование дополнительных пары десятков частиц.

Однако, не все так радужно, как могло бы показаться. Во-первых, карта предсказывает больше взаимодействий, чем их есть в стандартной модели, лишние приходится убирать "руками", подгоняя члены Лагранжиана. Кроме того, хоть фермионы второго (мюоны и т.д.) и третьего (тау-лептон и т.д.) поколений нанесены на карту, они имеют разные квантовые числа, в то время как в стандартной модели они отличаются только массой. Автор признает в тексте эту проблему и (в дополнительных дискуссиях) склоняется к необходимости введения дополнительной пары квантовых чисел.

В заключение, я хочу сказать, что статья однозначно является шагом вперед (вполне закономерным, после завершения работы в мае этого года над представлениями группы E8 проектом "Atlas"), который просто необходимо было сделать. Однако, это, скорее, славное продолжение большого пути, чем последняя точка в вековой проблеме. Совпадение векторов и (тщательно перенормированных) квантовых чисел частиц, может оказаться просто совпадением... Для уверенности в данной теории новые, предсказанные ей частицы, должны быть обнаружены экспериментально. Так что пожелаем автору удачи в вычислении их масс, чем он и собирается заняться в ближайшее время после решения проблемы с фермионами старших поколений.




(20 comments) - (Post a new comment)


[info]d_m_
2007-12-09 08:54 pm UTC (link)
Картинка справа вверху что-то напоминает...

(Reply to this) (Thread)


[info]dr_klm
2007-12-09 08:59 pm UTC (link)
Да, картинки -- сильная сторона статьи. Не только картинки, фильмы можно снимать, вращая векторы в 8-ми мерном пространстве и проэцируя на плоскость.

А что Вам напоминает ?

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]d_m_
2007-12-09 09:06 pm UTC (link)
Как - что? Двух мнений быть не может!
Судя по картинке, автор на правильном пути, ибо истинная Всеобщая теория не может не содержать в себе знаки Божественного Откровения.
;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dr_klm
2007-12-09 09:13 pm UTC (link)
Ну, это смотря как повернуть... В восьмимерном то пространстве.

К тому-же, в качестве знаков Божественного Откровения почему-то выбирают знаки высоко-симметричные. Симметрия-же является предметом теории групп. Совпадения неизбежны. ;-)

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]d_m_
2007-12-09 09:32 pm UTC (link)
Это ничего что восьмимерное, проекция выбрана совершенно безошибочно!
;)

(Reply to this) (Parent)

БО
[info]degtyarchuk
2007-12-10 08:38 am UTC (link)
Божественное Откровение?! - круто, дайте на это ссылки.

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)
Спасибо за рассказ
[info]schegloff
2007-12-10 03:22 am UTC (link)
Слышал об этой статье, но только от Вас получил более-менее вразумительное представление. Выходит, продолжение мэйнстрима.

(Reply to this) (Thread)


[info]dr_klm
2007-12-10 03:35 pm UTC (link)
Да, статья написана не на пустом месте, и это место вполне общепризнано. Гелл-Манн, например -- лауреат Нобелевской Премии.

Другое дело, что на сегодня гегемонию в этой области науки имеет теория струн. С учетом этого, статья не совсем "по течению".

Главная свежая мысль статьи -- наложить частицы на корневую систему именно группы E8. Этого никто не делал, но на другие группы подмножества частиц стандартной модели накладывали. И гравитацию учитывали, но не настолько полно. Полнота-же (или, точнее, претензия на полноту) в данной работе вытекает именно из использования группы E8, самой большой исключительной группы Ли, где корней достаточно для установления соответствия со всеми 222-мя элементарными частицами стандартной модели (вторая по величине группа E6 имеет 126 векторов в корневой системе). Но насколько физично установленное Лиси соответствие пока не ясно, в построении есть элемент подгонки... и остаются некоторые несоответствия.

В любом случае, теория достаточно здравая, чтобы попробовать ее проверить если массы и свойства новых частиц таки удастся рассчитать (что тоже вопрос, поскольку лагранжиан Лиси заимствует из стандартной модели, где этих новых частиц просто нет). С другой стороны, чувство (которое я не могу обосновать) мне подсказывает, что проверка окажется скорее неудачной, чем удачной. Но попробовать стоит.

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)


[info]irdr
2007-12-10 08:36 am UTC (link)
Костя!
Как ваши дела?
Поведали бы ... (конечно, таких статей мне не понять)

(Reply to this) (Thread)


[info]dr_klm
2007-12-10 03:38 pm UTC (link)
Дела у меня как обычно. Живу, работаю. ;-) О личном в ЖЖ не пишу, только в исключительных случаях, когда оно граничит с безличным, я так давно решил.

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]irdr
2008-10-09 03:29 pm UTC (link)
ой а кто это был - caryhureel?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dr_klm
2008-10-09 05:24 pm UTC (link)
Да какой-то спаммер или робот, пытающийся пройти тест Тьюринга. ;-)

Вот еще двое 1, 2. Похоже на марковский генератор случайного текста...

В воскресенье у них забег, вот и тренируются.

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)


[info]adriannanefuv
2008-07-11 08:06 am UTC (link)
  // комментарий  [X] Хотел бы я быть таким, как в этой статье.

(Reply to this) (Parent)


[info]palm_mute
2007-12-10 08:52 am UTC (link)
Спасибо за популярное объяснение.

(Reply to this) (Thread)


[info]dr_klm
2007-12-10 03:39 pm UTC (link)
Спасибо, приятно.

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)


[info]nature_wonder
2007-12-10 01:19 pm UTC (link)
спасибо. Вы в этом разобрались, восхищен.
Вопрос - физические следствия-то у этой теории есть? - помимо зоопарка частиц.
И еще: получается, что теория струн все-равно более фундаментальна, ибо ее уровень глубже, чем частицы.

(Reply to this) (Thread)


[info]dr_klm
2007-12-10 03:51 pm UTC (link)
На данном этапе ничего, кроме новых частиц и их взаимодействий (с неопределенными константами, возможно нулевыми) эта теория не предсказывает. Но, если предсказания подтвердятся -- этого достаточно для получения нобелевской премии.

Опровержимость теории струн сомнительна. Да и вообще, обасть существования религии лежит за пределами научного знания, где она обьясняет необьясненное. Религия -- это как "обьяснение по умолчанию", причем, изнутри себя, неопровержимое, обьясняющее все. Теория струн в этом плане ближе к религии, чем к науке. Но религия тоже нужна, уже хотя бы для выполнения описанной выше функции, для собирания фактов, или как зародыш науки.

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nature_wonder
2007-12-10 04:43 pm UTC (link)
да, понимаю. у меня к теории струн примерно такое же отношение - пусть живет. Но от "теории всего" ожидал несколько большего, хотя бы по вопросу согласования ОТО и КМ.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dr_klm
2007-12-10 05:33 pm UTC (link)
Это скрывается в моем предыдущем комментарии за "и их взаимодействий". Поля в этой модели квантовые, частицы (кванты этих полей) соответствуют некоторым наборам квантовых чисел, компонентам векторов корневой системы группы E8. Сложение векторов соответствует скобке Пуассона, тоесть взаимодействию частиц. Взаимодействию, в т.ч. и гравитационному. Однако, от этого взаимодействия в модели остается только симметрия, его константы (в т.ч. и масса) задаются внешним по отношению к модели способом. Симметрия -- это уже достаточно много. Но с названием и восторгом автор, конечно, переборщил, хотя модель безусловно красивая.

К.Л.М.

(Reply to this) (Parent)


(20 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…